Jacobsson (jacobsson) wrote,
Jacobsson
jacobsson

Categories:

Фильмографии режиссеров я смотрю не отрываясь: Жак Бекер.

Француз, начавший снимать во время войны и почти не вышедший за рамки двух цветов и четко этим же разделением определивший, какие фильмы серьезные, а какие нет. Хочется сказать, что снимал только криминал, но нет. Впрочем, даже в простых житейских историях он умел находить рвущиеся струны. Итак, Жак Бекер.



1. Goupi Mains Rouges.

В провинцию ко своей многоликой семье из Парижу приезжает сын, которого сразу обзывают Месье (просто у всех у них есть прозвища) и в этот же момент начинают происходить неожиданные и определяющие события, отчего не только приезжему, но и самим хуторянам приходится поволноваться. Один из лучших фильмов про семью, что я видел. Может деревня и душа сыграли, а может комичное в трагичном, но эти французские крестьяне - свои. Но не все, да, потому что каждый человек - неповторим и уникален и нечаянно может оказаться последней сволочью. И наблюдать за этим топлением душ невероятно вкусно и полезно. Смотрели такой сериал "Чисто английское убийство"? Вот это "чисто французское убийство", только лучше и насыщеннее, ведь это материк. Еще очень радует матрешечность смыслов: папа, вначале представляющийся обычным скопидомом, позже дает лихого гитлера, а прозвище нежелаемого жениха непрозрачно намекает на его желания и методы их осуществления. Да и манера не сворачивать шею, а мягко поворачивать голову в нужную сторону говорит в пользу именно таких парикмахеров и фильмов.

2. Antoine et Antoinette.


Молодожены, родственные еще на уровне имен, живут в маленькой квартирке, работают на маленьких работах и мечтают о квартире с отоплением и мотоцикле. И в один прекрасный день (почему-то в результате небольшой ссоры) выясняется, что у них на руках выигрышный лотерейный билет. Ну а дальше сценарий бежит по тем рельсам, что нам знакомы по зигзагам и приключениям пуговкина, и которыми легко объяснить жизнь вообще: вот сначала нам не очень везло, потом вроде повезло, но что-то помешало, но ведь как же повезло все-таки в конце! А кроме этого — скромное обаяние рабочего класса, галантери, апартеман и буланжери, которой опять заведует неприятный тип с усиками. Что с ним сделают в конце? Спустят с лестницы, правильно. Хорошее кино.

3. Rendez-vous de juillet.


Простая парижская молодежь занимается обычными для парижской молодежи делами: ходит на пробы, играет джаз и мечтает улететь в тропики. И хоть финал оставил двоякое впечатление, фактором, определяющим отношение ко всему фильму, стала Брижитт Обер, обаятельнейшая парижанка, открывшая миру кино Делона, между прочим. Кроме этого, все та же воздушная эйфория, чуточку омраченная любовными переживаниями и сдобренная мечтами о путешествиях. И опять же, не могу не восхититься умением уходить от ответственности: монолог ГГ, схожий примерно ((не) учитывая время и место, конечно) с монологом из Изображая жертву, заканчивается словами "Что это я разораторствовался, Даниэль, ты вроде что-то веселенькое там играл на рояле, давай еще". Все бы так!

4. Casque d'or.


Плотник Жорж с нехорошей фамилией встречает бывшего сокамерника Раймона, ходящего под Лекой — локальным главарем "шляпочников". Кроме них, Жорж знакомится и с "главной танцовщицей города" Мари, пассией одного из "шляпочников" Ролана. А ведь первые кадры до жути напоминали прошлую беззаботную молодежь, но Жак еще ни разу не повторялся и вышла вполне себе криминальная притча про цугундер от кабаков и баб. Хотя так грешить на протагониста негоже — он невиноват, она сама пришла. Она — это единственная ниточка от прошлого объекта рубрики Клейтона к нынешнему Бекеру по имени Симона Синьоре и эта составляющая судьбы, в отличии от кабака (то есть банды, в нем заседающей), мне показалась не очень подходящей. Хоть и милая, но все-таки мужиковатая женщина (наверное, это все платье, да-да) не выглядит магнитом для носителей элегантных мусташев, а выглядит именно что любимой селянкой, которой на несколько мгновений и становится. А вот конец по-коэновски (извините) хорош, хоть и закономерен. итгоуситгоуситгоус ЙА!

5. Touchez pas au grisbi.



На шесть слитков золота, украденных супервором Максом кладет глаз скользкий тип Анжело. И начинается борьба дружбы с сотрудничеством, стиля с необходимостью и одного великого французского актера с другим. Хотя кто выиграет понятно сразу — первый титр намекает. Жан Габен утонченно курит, Жан Габен изысканно пьет, Жан Габен изящно любит, Жан Габен элегантно живет. А весь остальной мир существует только для того, чтобы подчеркнуть размеры этого мужчины. Отсюда и легко падающие в объятия дамы, и совершающие глупости друзья, и недалекость врагов, и любование ежедневной моторикой сурового героя. И по мере того, как Габен захватывает пространство и души, на второй (если не на самый далекий) план уходит кажущаяся слишком уж иллюстративной точность движений и сюжета вообще. Нет, точно на самый далекий, потому что поклонникам черно-белых кадров стоит открыть глаза пошире, такое пропускать нельзя.

6. Ali Baba et les quarante voleurs.


Классный выбор для первого цветового фильма — хоть и сомнительной чистоты помыслов, но безумно красивая во всем остальном восточная сказка про распределение ресурсов. И я вообще не задумывался, конечно, но, видимо, Фернандель — идеальный выбор для Али-Али-Алиии-бабы. Со своей суетливой недочаплиновской походочкой и нечеловеческой лыбой, воздействующей на всех и вся по обе стороны экрана. В общем, не дико, но спокойно рекомендую :3

7. Les Aventures d'Arsene Lupin.


Великий и ужасный вор у графьев и ювелиров ведет свои обычные дела. Истинно, да нет, не истинно, а именно что по-комиксовому французский фильм про национального героя, сильно смахивающий на маханья кулаками после побоища. Как за Арсена можно переживать и вообще сколько-нибудь волноваться, не представляю, поэтому лучше про что-нибудь отвлеченное. На этом фильме понял важность тонов кинопленки (или как это называется): несколько раз то ли из-за брака, то ли по задумке картинка менялась и становилась более теплой и странным образом фильм при этом становился лучше. Но дело все в том, что таких проблесков было минут на пять.

8. Les amants de Montparnasse (Montparnasse 19).


Жерар Филип вымученно иллюстрирует жизненный путь великого художника Модильяни. Женщины, алкоголь и дождь — тоже своебразный нуар, только без стрельбы и убийств. Хотя как посмотреть. Но если и так посмотреть, то всех людей убивает что-то из окружения, так что давайте без этого. Пил? Пил. Любил? Любил. Ну вот и все. И возвращение к ч/б тут лучший вариант, все-таки серьезные взрослые истории лучше воспринимаются в таком контрастном вариианте, как и история про художника, который весь про кривые и удлиненные.

9. Le trou.





C'EST GÉNIAL.

Итоги-итожики: легкое и неглупое кино про простых людей с запутанными душами. Строгие, но лиричные картины про преступников по воле и неволе. Красочные, как будто намекающие на свою несерьезность и непритязательность, веселые приключения. И ДЫРА. Да, это была увлекательная и разнообразная поездка. Спасибо, друг Жак.

Tags: cinema, фрясно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments