Jacobsson (jacobsson) wrote,
Jacobsson
jacobsson

Фильмографии режиссеров я смотрю не отрываясь: Дэвид Уорк Гриффит.

I'm back!
Первый пионер (да-да, так прямо и говорят) американского кинематографа, который пять лет клепал короткометражки длиной в бобину, а потом взял и зарядил два околотрехчасовых эпика, перевернувших мирррр. Лично я его люблю не за это (за это я его — уважаю), а за то, что больше всех остальных снимал мою любимейшую и величайшую актрису немого кино Лиллиан Гиш.
О ней и о том, что он снимал после главных шедевров, — в слегка улучшенной версии ФРЯСНО под катом.


1. Years of Discovery: 1909-1913.



Ну вообще-то это не фильм, а сборник короткометражек, которых понаделал просто уйму Дэвид во время работы в Байограф Компани. Здесь собраны вроде как самые знаменитые и значимые из них. Вот сразу скажу, что актеры великолепны, и успокоюсь. Здесь показана жизнь простых и не очень американцев и немножко индейцев на стыке веков. И к ним (короткометражкам) у меня только две претензии: иногда повторяющиеся декорации и одни и те же актеры. Но, во-первых, это ранний Голливуд, во-вторых, про актеров уже успокоился, так что... Браво и ура всем, я ни разу не заснул за эти пять с половиной часов. Может быть, тому причиной малое количество титров: прямой речи нет совсем, есть только озвучение предстоящих действий. А может и сам формат. И про камеру. Да, она статична. Да, напрягает смотреть, что актеры стараются держаться на маленьком участке "видимости". Но это совсем не помешало появиться нескольким гениальным сценам и кадрам. Всем The Musketeers of Pig Alley.

2. The Birth of a Nation.


Эпическая историческая постановка о двух главных несчастьях, выковавших Америку: Гражданской войне и Ку-Клукс Клане. Поделена на две этих самых части. Куча персонажей с той и с другой, с третьей и с четвертой стороны и войну из-за этого смотреть невыносимо сложно. Зато потом, когда все они завертелись в черно-белом угаре и пошли по одной, хоть и извилистой, дорожке, смотреть стало значительно интереснее. Ну и опять сработал эффект неожиданности. Я ничего не читал, а что читал — то сознательно забыл, поэтому то любование ОРДОЙ ККК на конях (в белом еще, ох мамочки) было как обухом по голове. Никакого "ребята, давайте жить дружно". Власть белым, черные ходят на выборы под дулом пистолета и больше не танцуют на улицах. Ну и вообще они тут даже не negroes, а нагуталиненные белые, из-за чего серьезно воспринимать это "праведное дело" не получалось совсем. Но как бы то ни было, первый эпик в истории синематографа, ура-ура.

3. Intolerance.


Эпическая историческая постановка, объединившая в себе истории из четерех эпох. Это Вавилон и Валтасаров пир, Иерусалим и Иисус, Франция и Варфоломеевская ночь, а также "наши дни", то есть Америка начала ХХ века и общество "гуманисток". Части про гугенотов и Христа до неприличия малы, упор явно делается на самую древнюю и самую современную цивилизацию. Вавилонская часть — гребаный ЭПИК. Шикарные декорации, тысячеликая массовка, революционные бои с протыканием тел, бабло, бабло, бабло. Американская часть — ДРАМА. Семья из дочери пенсионера и бывшего гангстера (их всех тогда, видимо, звали Мушкетерами), которому не дают уйти просто так, проходит через все возможные беды. Во всех частях показаны жизни как простых людей, так и сильных мира сего. Кроме Иисуса, но он и оттуда, и оттуда. Если поначалу эпохи меняются очень медленно, то в конце скорость поистине калейдоскопичная, отчего накал просто невозможный. Всего лишь за год так закрутить гайки, ДЕВЯТЬ ИЗ ДЕСЯТИ О ГОСПОДИ. А еще в моей версии после фильма вылез Орсон Уэллс с бородой и сказал, что "многие считают меня инноватором, что не совсем правда, потому что вот кто настоящий гений, а я так, сбоку-припеку", очень душевно было. Ну и да, первый эпик с движущейся камерой, ура-ура.

4. Broken Blossoms.



Китаец-буддист, здесь его зовут Желтый человек (Гриффит вообще довольно крутой чувак, он любит снимать по-большому и никого не боится), едет в Лондон торговать в Чайнатауне и просвещать злых англичан. А в Лондоне живет маленькая замухрышка, угнетаемая отцом — боксером, картежником и пьяницей в одном лице. Только один китаец замечает ее красоту и трагедии не миновать. Так-то он раньше с таких сюжетов короткий метр клепал, а тут пошло-поехало. Обычная трагедия слабых и угнетенных, которые лишь на пороге смерти могут вздохнуть спокойно. Лиллиан, со слезами на глазах растягивающая двуми пальцами неподдающуюся улыбку, — навсегда.

5. True Heart Susie.


Сьюзи и Уильям с детства неразлучны. Но вот они выросли и на Уильяма заглядываются все девушки, а Сьюзи знает, что он принадлежит только ей и продает корову, чтобы отправить Уилла в колледж. Про модистку из Чикаго рассказывать или и так все понятно? Но это я зря сейчас наехал на клише. Фильм хороший, хотя немного непривычно после долбящих эпиков видеть такие легкие истории чистой любви, как эта и предыдущая. И даже сейчас это смотрится как одна из лучших мелодрам, который я вообще-то не особо котирую. Любите честно, открыто и прямо в лицо.

6. Way Down East.


Простушку Анну, впервые попавшую в "высшее общество" тут же охмуряет альфонс (очень смешной эпизод: он усаживает ее на диван, жмет на скрытую кнопку и тут -бац!- чилаут на патефоне) и якобы на ней женится. При первых признаках беременности он ее бросает и она уходит в баптистский монастырь, где ребенок умирает, а ее выгоняют, потому что мужа нет. И наша Аннушка возвращается обратно в город, а точнее — на ферму, где живет большая христианская семья. Третий раз подряд на мученицу в исполнении понятно кого обрушиваются все несчастья мира. Но не был бы Гриффит тем самым Гриффитом, если бы не добавлял из фильма в фильм все новые и новые фишечки. Тут это в первую очередь визуальные гэги by смешные второстепенные персонажи. Благодаря им, кстати, и сам фильм в целом как драматично не воспринимался. А еще очень видно, что звука уже категорически не хватает: "говорят" здесь много и все в угоду сценарию и фильму.

7. Orphans of the Storm.


Дочь графини и простолюдина подбирает со ступенек Нотр-Дама бедняк, у которого уже есть своя дочь. Но она позже слепнет и теперь две сестры не-разлей-вода. Чтобы вылечить слепоту, они едут в Париж, где в это самое время назревает Великая революция. Этакий симбиоз двух жанров, в которых Гриффит и работал — любовная драма и исторический эпик. К сожалению, тут та же история, что и с подобными романами: смотреть на оголтелую беготню и злостные интриги быстро надоедает. Дело спасают те сестрички в редких, на удивление, своих сценах. Ну и фокус с гильотиной уже был известен, а подставка под ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТЫ только портит впечатление. Перестарались, как и французы.

8. Dream Street.


Впервые после приснопамятных Мушкетеров дядю Дэвида повело на криминал. Небольшой бедняцкий район Лондона, где собраны все возможные замечательные персонажи. Подозрительный китаец; добряк-бакалейщик, скрывающий туннель для контрабандистов; скрипач, продавший душу дьяволу; молодая и перспективная танцовщица и два брата, один — безобидный малый с видом пройдохи, второй — стеснительный влюбленный, копящий гнев для БЕРСЕРК МОДа. Накала опять не было, а мытарства между богом и дьяволом так и вовсе вогнали в полудрему, что-то проблеснуло с приходом вечного тумана, в котором все бегают от закона и себя, но в целом как-то не ахти.

9. America.


Спустя почти 10 лет после своего первого военного фильма Гриффит опять снимает про войну в Америке, но произошедшую за сотню лет ДО гражданской. И начиналось все ооочень неплохо, я даже подумывал забить на даты и сказать, что вот это лучше, чем Рождение нации. Но. Почему-то после того, когда Вашингтона (который круче всех этих Ли, Грантов и Абрашек вместе взятых) назначили главнокомандующим, война опять стала сумбурной и суетливой. Может оно так и правильней, но не смотрибельней точно. С сюжетом всё все знают: аристократическая семья, отец-сын-дочь, влюбленная в повстанца, брата убивают, папу ранят, предатель с индейцами, победа, прозрение, слава. ПАТРИОТИЗЪМ.

10. Sally of the Sawdust.


Дочь богачей сбегает с акробатом, но после рождения ребенка умирает, папа тоже куда-то девается, и малютку Салли забирает фокусник и ловкач МакГаргл. Когда бойкая Салли из опилок вырастает в не менее бойкую девушку, "Папа" решает разузнать о ее настоящей семье и, если что, познакомить девушку с настоящими родителями. Не фильм_Гриффита, а скорее фильм_с_У.К.Филдсом, одним из самых знаменитых комиков того времени. Сам фильм, как и всякая (немая?) комедия, делится на две части, сюжетную и гэговую, которые иногда забывают сменять друг друга и растягиваются до бесконечности. Да и юмор этот тогда был смешной, а сейчас уже нет. Хотя шутка с поджариванием человека смешная, спору нет!

Итоги-итожики: ниче существенно не изменилось. Эти фильмы трудно любить, но легко уважать. Лиллиан — таких не бывает. После Нетерпимости пошел по убывающей, но не в плане качества (ну разве что совсем чуть-чуть), а в плане хронометража (а это здорово). Моментов, когда кино по-настоящему ЗАХВАТИЛО, было очень мало, но все они на вес золота. И да, я заснул всего два раза!

Tags: cinema, фрясно
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments