Jacobsson (jacobsson) wrote,
Jacobsson
jacobsson

Categories:
  • Music:

Фильмографии режиссёров я смотрю не отрываясь: Лукино Висконти




1. Ossessione / Одержимость (1943)

   

   

В придорожном трактире, где страдает от скуки молодая хозяйка, объявляется красивый бродяга, с чьей помощью можно будет подстроить убийство надоевшего мужа. Это решение станет роковым для обоих влюблённых. Дебютный фильм 37-летнего Висконти поражает в первую очередь своим профессионализмом. К этому моменту у него за плечами уже многолетняя практика в театре, а также работа с Ренуаром, которого он считал своим ментором и человеком, очень сильно повлиявшим на выбор профессии режиссёра. На протяжении пяти лет верная команда сценаристов разрабатывала проекты на основе интересующих его пьес и романов, но выбор (во многом вынужденно) пал на “Почтальона...” Джеймса Кейна, чьи бушующие страсти как влитые сели на итальянскую натуру.

2. La terra trema / Земля дрожит (1948)

   

   

Один из братьев в дружной семье сицилийских рыбаков устаёт от произвола скупщиков рыбы и решает взять всё в свои крепкие руки. Которых будет недостаточно для того, чтобы переломить несправедливость устоявшегося порядка. Красный Князь Лукино, во время войны активно помогавший Сопротивлению (что он всю свою жизнь будет ставить выше всех своих свершений в кино и театре) и тогда же навсегда примкнувший к коммунистической партии, целенаправленно едет к беднякам и на несколько месяцев вместе с очень небольшой технической группой принимает аскезу, чтобы точнейше, без излишних прикрас передать атмосферу упадка и нищеты, сквозь которую всё же бьёт луч надежды, не покидающей отважных и смелых людей моря.

3. Bellissima / Самая красивая (1951)

   

   

Чинечитта объявляет о конкурсе среди девочек, победительнице которого сулит роль у видного режиссёра. Среди сотен матерей, стекающихся на студию, есть и Маддалена Чеккони - женщина, готовая если не на всё, то на очень и очень многое, только бы её кровинушка Мария попала на волшебный экран. Фильм-бенефис большой актрисы Анны Маньяни чествует (итальянскую) женщину во всех её достоинствах и недостатках - её энергию, её красоту, её склочность, её чувства, её борьбу с жестоким миром (искусства, чью неискренность намеренно критикует Висконти как этого искусства видный представитель).

4. Senso / Чувство (1954)

   

   

Венецианская графиня увлекается немецким офицером, представителем оккупационной армии, против которой выступают партизаны-патриоты, кому эта графиня не может не содействовать - ведь в их числе есть и её кузен. Первое выступление Висконти в родном ему аристократическом стиле поражает контрастом внешней красоты и внутреннего уродства разыгрываемой любовной драмы. Этот контраст, возможно, в какой-то мере объясняется замыслом режиссёра соединить кино и оперу (не какую-то конкретную, а вообще), но смотреть за этим довольно странным союзом всё-таки скучновато.

5. Le notti bianche / Белые ночи (1957)

   

   

   

Возвращаясь домой после поездки за город с семьёй своего начальника, молодой одиночка замечает на мосту тихо плачущую девушку. На протяжении нескольких следующих ночей она исповедуется ему в своей любви к соседу по квартире, уехавшему, но обещавшему вернуться. Своеобразная передышка между большими и пышными фильмами, давшая ход киноактёрской карьере Марчелло Мастроянни (выбор, данный героине в исполнении Марии Шелл, между ним и Жаном Марэ нередко вызывает ироническую ухмылку), тем не менее не уступает своим предшественникам и последователям в декораторском искусстве - такой красоты ч/б редко где увидишь.

6. Rocco e i suoi fratelli / Рокко и его братья (1960)

   

   

   

Семейство, состоящее из одной матери и пяти сыновей, покидает родной, но нищий и бесперспективный юг и обустраивается в подвале многоквартирного дома в Милане. Этажом выше живёт ветреная девушка Надя, а где-то по соседству находится секция бокса. Собственно кино про бокс изначально и предполагал снять Висконти, но разработка персонажей настолько увлекла его творческую команду, что всё превратилось в широченную картину, которую довольно трудно причислить к какому-то одному жанру. Тут и спорт, и социальная критика, и семейная драма, и (внимание на последний кадр) античная трагедия… При этом никакого ощущения склеенности, настолько всё плавно и мастерски снято и сыграно. Большое и гениальное кино.

7. Il Gattopardo / Леопард (1963)

   

   

   

   

   

Не могу себя заставить писать про великие фильмы (которые тронули лично) что-то кроме коротких восторженных фраз, мне кажется, эти фильмы не нуждаются в лишних словах, они всё говорят за себя, так что просто повторю, но теперь и капсом, для внушительности: БОЛЬШОЕ И ГЕНИАЛЬНОЕ КИНО

8. Vaghe stelle dell’Orsa / Туманные звёзды Большой Медведицы (1965)

   

   

Блудная дочь возвращается в родной городок, чтобы разобраться с наследством отца, инженера, погибшего во время холокоста. Дома её ждут сумасшедшая мать, деловитый и неприятный отчим и сверхчувствительный брат, любовь которого вспыхивает с новой силой. Фильм, нарочито сделанный с минимальным бюджетом и в минимальные сроки как ответ критикам широты княжеского стиля, наследует его любимым пьесам на давно волнующую тему болезненных семейных отношений, запретной любви и гнетущего чувства вины. И давно желанного Золотого льва получит именно это упражнение в жанре, в чём видится одна лишь насмешка.

9. Lo straniero / Посторонний (1967)

   

   

У Артура Мерсо умирает мать. Отбыв положенное время у гроба и проводив его на кладбище, он не чувствует ничего, кроме жары от беспощадного солнца. Это солнце в скором времени сыграет с ним злую шутку, превратив его в (или обозначив как) человека постороннего и чужого. Безликому и размытому (несмотря на пространные рассуждения) герою ключевой для литературы XX века повести Камю предложено лицо Мастроянни, актёра чересчур талантливого для этой пустой роли. Спустя несколько лет прикованный к коляске Висконти будет пересматривать все свои фильмы и совершенно забудет о “Постороннем”, своей очевидной неудаче.

10. La caduta degli dei / Гибель богов (1969)

   

   

   

Богатое семейство Эссенбек, владеющее сталелитейным заводом, вступает в зону фашистской турбулентности и начинает со страшной скоростью редеть. “Немецкая” трилогия (которую в том числе можно считать попыткой обратным ходом докопаться до источника абсолютного зла) начинается с самой мрачной своей части, когда зло уже на пороге и с ехидной ухмылочкой поправляет красивую форму, под которой уже совсем не таится вся грязь и мерзость века. Самое пугающее кино Висконти.

11. Morte a Venezia / Смерть в Венеции (1971)

   

   

   

Остро переживающий свой последний провал композитор с именем, позаимствованным у Малера, и фамилией, позаимствованной у антигероя предыдущего фильма (все случайности неслучайны), едет лечиться в Венецию, где вместе со многими скучающими аристократами отдыхает ангельской красы подросток Тадзио. Про любой фильм Висконти можно сказать, что это компиляция волнующих его идей, произведений и актёров, но “Смерть в Венеции”, наверное, главное светило на этом небосводе. Повесть Манна, музыка Малера и виды Венеции складываются в нежнейшую элегию о роковой тяге к прекрасному образу лучшего и, увы, невозможного будущего.

12. Ludwig / Людвиг (1972)

   

   

   

   

   

Скрупулёзное (как и всегда) и объёмное жизнеописание Короля-Луны Людвига II Баварского. Невыносимый воспитанник Висконти Хельмут Бергер, блиставший в роли мерзавца Мартина, распахнувшего свою чёрную душу новому порядку, убедительно играет последнего настоящего короля, которого новый порядок отвергает. Убедительно горюет по этому поводу и режиссёр, добравшийся в своём воссоздании немецкой хронологии до (злого) гения Вагнера, чьим меценатом и другом был страдалец Людвиг.

13. Gruppo di famiglia in un interno / Семейный портрет в интерьере (1974)

   

   

   

В одно прекрасное утро покой старого профессора, большого коллекционера искусства, нарушает шумная семья маркизы, приметившей для своего молодого любовника квартиру этажом выше, которая тоже принадлежит профессору, вынужденному пустить в свой герметичный мир воздух с улицы. Историю, созданную специально для утратившего из-за болезни мобильность Висконти, назвать камерной язык не поворачивается: роскошные и со вкусом обставленные интерьеры не надоедают, тем более что в них мастерски схлёстываются уютное, но пыльное прошлое и живое, но наглое будущее.

14. L’innocente / Невинный (1976)

   

   

   

   

Красавец-граф после очередного вечера с пылкой любовницей признаётся кроткой жене в своих свободных взглядах на супружескую жизнь аристократов. Но подозрительная беременность жены заставит его пересмотреть свои взгляды не только на супружескую, но и на жизнь в целом. Последним фильмом Висконти отдаёт дань уважения писателю своей молодости Д’Аннунцио, к которому он не питал особенных чувств, но признавал бесспорное влияние на культуру и вкусы того времени - времени, которое Висконти обожал и ненавидел, и которое он с непревзойдённым никем величием воспел.
Tags: cinema, фрясно
Subscribe

  • Лажа или рулит №146 (165).

    Tips: зелёный — рулит, красный — лажа, серый — что-то посередине, название видно при наведении.

  • Лажа или рулит №145 (164).

    Tips: зелёный — рулит, красный — лажа, серый — что-то посередине, название видно при наведении.

  • Лажа или рулит №144 (163).

    Tips: зелёный — рулит, красный — лажа, серый — что-то посередине, ч/б — вышка, название видно при наведении.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment